Путешествие как духовная практика
Путешествие, как путь к себе — «пустившись в путь, чтобы посмотреть мир вокруг, путешественник одновременно ищет дорогу к самому себе».
Родительские предписания или послания — это в большинстве случаев нерешённые проблемы, ограничения, стереотипы, комплексы, блоки родителей, которые транслируются и передаются детям. Они могут передаваться вербально через слова, действия, указания, приказы или невербально — через образ жизни, мимику, эмоции, энергетику.
Родительские предписания нужно отличать от хороших, необходимых установок, помогающих взрослению, направленные:
На безопасность:
На передачу моральных и этических норм:
На уважение и любовь к себе и другим:
На раскрытие потенциала:
На поддержку и заботу:
Не другие люди «делают человека злым», он сам выбирает злость в ответ на действия другого — это его собственный гнев. Это утверждение — стержень нашей книги. Эта идея — о том, что мы сами отвечаем за свои чувства — идет вразрез со всей нашей литературой, песнями и системой воспитания. «Ты меня заставил полюбить тебя», — поется в песне. «Ситуация в мире заставляет нас беспокоиться», — утверждает телекомментатор. «Твое поведение так меня волнует, что я не в состоянии заснуть ночью», — говорит мать дочери. Психотерапевт, который спрашивает: «Что заставляет вас чувствовать подобным образом?», также поддерживает представление пациента о себе как о беспомощной жертве обстоятельств, не способной контролировать даже свои эмоции.
Мы «раскапываем», какие решения принял пациент в детстве, чтобы выжить в родительском доме. Какие решения соответствуют тайным и явным правилам его поведения? Какой у него стиль жизни? Герой ли он или обычный, победитель или проигравший? Как влияют на сегодняшнюю жизнь его детские решения? И снова — как он хочет измениться? Как именно «по-другому» он хочет себя ощущать? По-другому себя вести? Думать иначе?
Из книги супругов Гулдингов
Родительские предписания мешают, ограничивают, изолируют, закрывают человека от себя самого, других людей и мира, провоцируют внутренние конфликты, разногласия, приводят к дисгармонии и дискомфорту. Они напрямую или косвенно способствуют принятию жизненных программ, негативно влияющих на все сферы.
Освобождение от родительских предписаний способствует свободе в своём выборе, независимо от негативных подсознательных установок. Человек перестаёт запрещать, указывать, ограничивать самого себя, как когда-то делали его родители. Он начинает поддерживать, развиваться, расти, стремиться к полноценности в жизни.
Собственные решения ребёнка необходимы чтобы предписания начали работать. Он должен их принять или отбросить. Они не переходят в ребёнка автоматически. Многие решения он может придумывать сам, независимо от родителей. Для примера, в случае смерти кого-то из близких, он может самостоятельно принять решение «Не сближаться», в случае если он сильно любил этого человека и его уход причинил ему много боли. Сам себе он сообщает следующее: «Я никогда больше не полюблю, а поэтому, не буду испытывать боли».
Когда взрослый начинает говорить себе противоположные от родительских предписания, то это может привести к внутреннему конфликту. Например, если в детстве говорили «не сближайся, люди опасны», то в подсознании формируется установка «мир опасный, сближаться нельзя». В случае, если он начинает убеждать себя в обратном на уровне сознания во взрослой жизни, то постепенно появляется противоречие между сознанием и подсознанием, что становится причиной внутреннего конфликта. Изменения предписаний необходимо делать на уровне подсознания — самости. Также часто требуется работа с Родовыми установками, так как предписания отображают Родовую энергетику.
В этой статье приведены основные родительские предписания, встречающиеся у многих людей. Они сформулированы в трех формулировках:
Текст: обобщение того, что вербально или невербально говорилось ребенку. Это сообщается не только дословно, а также в виде нравоучений, подсказок, одобрений, недовольства, в результате которых ребенок слышит, что не надо делать или кем не надо быть.
Подтекст: психологический подтекст предписания, то, что воспринимается интуитивно и означает на самом деле, что хочет родитель от ребенка, транслируя предписание.
Влияние: как родительские предписания отражаются на жизни, какие последствия из того или иного предписания присутствуют на физическом, психологическом и энернетическом уровнях. Сопоставляя предписания ниже со своим прошлым, можно разобраться какие предписания вам передали родители.
Текст: Не делай! Не действуй!
Подтекст: тебе не надо делать и действовать самому, ты можешь оставаться маленьким, я сделаю все за тебя, оставайся пассивным.
Влияние: бездействие, отсутствие активности, ожидание что кто-то всё сделает, решит, инфантильность, страх что-то сделать.
Это предписание передаётся сверхзаботливыми или боящимися родителями. Они не могут самостоятельно справиться со своими страхами, поэтому транслируют ребёнку страх любого действия. Это может начинаться с довольно простых предписаний «Не лазай по деревьям, не играй в песочнице, не трогай это», которые перерастают по мере взросления в более жёсткие предписания. Взрослея, такой ребёнок видит волнения родителей по поводу любого поступка, который он собирается совершить: «Но, может, над этим ещё раз стоит подумать».
Предписания укрепляются с каждым годом и человек перестаёт верить, что может совершить что-то безопасное и правильное, постоянно оглядывается на кого-то и ищет опоры в собственных действиях. Взрослому человеку довольно трудно принимать самостоятельные решения.
Текст: Не доверяй! Не сближайся!
Подтекст: мир, люди опасны, им нельзя доверять, они могут обмануть, предать, бросить. Мужчинам/женщинам нельзя доверять, они все-равно обманут.
Влияние: Эти родительские предписания в большинстве случаев транслируются в связи с собственными травмами родителей. Обычно какая-то травма в отношениях (кто-то бросил, предал, ушёл, обманул) привела к этой установке. Собственные решения, принимаемые ребёнком: «Больше я никогда никому не буду доверять». «Я больше никогда ни с кем не буду сближаться». «Я никогда не буду сексуальным» (появляется психосоматика и много ограничений на физическую близость). В зависимости от «силы» предписания варьируется от «надо быть одной, никому нельзя доверять» до «с партнерами надо быть осторожной, доверять им нельзя, строить отношения можно только на расстоянии».
Пример: Девушка, 32 года, не может построить отношения. По мере развития отношений у неё появляется необъяснимый страх и тревога, она начинает делать «неразумные вещи» — ссориться, ругаться, ревновать, что приводит к разрыву отношений. Выясняется, что её бабушка в молодости собиралась выйти замуж за парня, но тот обманул её, «разбив ей сердце». Бабушка вышла замуж за другого, родила дочку и начала обучать её про подлость мужчин. Точно также произошло с внучкой бабушки — ей транслировали предписания «не доверяй, не сближайся».
В этих предписаниях очень много Родовых травм. Родители транслируют собственные страхи и опасения на ребёнка, которые сами получили от родителей. Непроработанные травмы передаются в виде установок на недоверие, закрытость, подозрительность, невозможность сближаться физически или психологически.
Текст: Не будь здоровым!
Подтекст: мне нравится, когда ты болеешь, ты можешь остаться со мной/дома, если ты заболеваешь, я становлюсь нужной и полезной ребенку; я могу проявить свои чувства к заболевшему ребёнку; я обращаю внимание на ребёнка только когда он болен.
Влияние на здоровье: Простуды, заболевания, особенно без причин. Нужен человек, который будет заботиться. Много психосоматики и вторичных выгод от заболеваний (поглаживания, внимание, жалость, оправдание). Часто зависимые отношения с партнёром.
Данные предписания в большинстве случаев передаются неосознанно и невербально, поэтому мама/папа не говорят ребёнку напрямую чтобы он болел. Ребенок не получает внимания, когда здоров, но заболев ребёнок становится центром семейной любви. Он учится манипулировать через болезнь для получения внимания от родителей.
Текст: Не чувствуй!
Подтекст: заблокируй, не проявляй чувства, эмоции. Не показывай их. Они никому не важны.
Влияние: сильное влияние на сферу отношений, особенно может отразиться на близких и интимных отношениях с партнёром. Проявления любви, доброты, нежности блокируются в раннем возрасте из-за родительских страхов, травм и нерешенных конфликтов, что приносит заниженную или отсутствующую чувствительность. Причины предписаний — эмоциональные травмы в отношениях по Роду, способствующие появлению блокированию чувств («лучше не чувствовать, чем ощущать боль»).
Пример: Много примеров из своей практики о Родовых травмах во времена войны, голода или бедности. Девушка плохо чувствует своё тело, не может проявлять свои чувства. Выясняется, что её бабушка осталась одна с четырьмя детьми, без денег и мужа. Она принимает решение не проявлять чувства, а работать и кормить детей. Дети и внуки выросли, появились деньги, но установки, запрещающие чувства, продолжают действовать.
Путешествие, как путь к себе — «пустившись в путь, чтобы посмотреть мир вокруг, путешественник одновременно ищет дорогу к самому себе».
Путешествие с практиками даёт возможность изменить и улучшить внешнюю реальность и внутреннее состояние. Человек полностью погружается в процесс путешествия к себе через путешествие по интересным местам.
Описание “пиковых переживаний” из книги Абрахама Маслоу. В этих состояниях, по опыту Маслоу, человек приближается к самоактуализации, цельности, зрелости, становится самим собой, реализует свои потенциальные способности.
В основе трансактного анализа лежит философское предположение о том, что каждый человек будет «в порядке» тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность.
Психосинтез Ассаджиоле нацелен в первую очередь на развитие и совершенствование личности человека, а затем — на гармонизацию её отношений с внутренним «Я» и всё более полное объединение с ним.
Трансперсональная психология – направление современной психологии, изучающее сознание и трансперсональные (надличностные) переживания человека, их природу, форму, причину и следствия.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
Евгений Величкин 2010-2023