Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказкотерапия как метод психологической коррекции

В этой статье подобраны некоторые реальные герои сказок у людей, с которыми я работал в последнее время. Через образ отображается их формат отношений, плюсы, минусы и перечислены некоторые рекомендации по изменению сценариев. Дословно и точно написать алгоритм решения каждого случая невозможно, для этого в любом случае требуется индивидуальная или групповая работа с психологом. Эта статья поможет осознать схожесть героев сказок со сферой отношений и начать процесс выхода из сценария.

Сказкотерапия для осознания

Метафоры, сказки хорошо и доступно отражают внутренний мир человека. Наиболее успешно их применять при соответствующей настройке и подготовке, чтобы уменьшить шанс представить желаемый персонаж, а увидеть настоящий, реальный образ героя, который присутствует в подсознании на самом деле. Результат от данной проработки заключается в практически полном осознании и понимании сферы отношений с возможностью увидеть окончание сказки. В отличие от голливудских сказок, в реальных сказках редки счастливые концы и работа направлена на осознание и изменение сценария.

При анализе персонажей, необходимо учитывать соответствие пола героя и человека, количество участников и позицию героя. Общие моменты по персонажам:

  • Несоответствие полу говорит об искажённой половой принадлежности. В этих случаях наиболее частыми причинами являются ожидания и надежды родителей по поводу пола ребёнка. Родившаяся девочка, когда папа или мама хотели сына, начинает постепенно принимать характеристики мальчика и соответствовать им. Вырастая, такая девушка может иметь сложности в женственности, сексуальности и отношениях. Мужчина вырастает более женственным, мягким, чувствительным, если кто-то из близкого окружения хотел, чтобы родилась девочка.
  • Позиция. В общих чертах можно разделить персонажей на соответствие треугольнику Карпмана: жертва, преследователь, спасатель. Принадлежность той или иной позиции определяет линию поведения человека и встречи дополняющих, комплиментарных ролей. Например, заяц встречает волков, а не медведей. Спящая красавица (жертва) ждёт принца (спасателя).
  • Количество героев в сказке иногда важно учитывать. У некоторых героев нет пары (например, кот ученый, курочка-ряба), у других большое окружение (Лунтик), у кого-то различное окружение распределены по ролям (Буратино).
Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Заяц и волк

Девушка увидела себя зайцем, который всегда находит волка.

  • Плюсы: получает то, что хочет
  • Минусы: регулярно остается одна, устает от манипуляций

Он постоянно делает волку что-то плохое и при этом остаётся в выигрыше, как в мультфильме. Аналогично в реальных отношениях девушка остается выигрывает, но проблема в том, что нормальные отношения построить не удается. Через какое-то время волку (мужчине) надоедает терпеть, он уходит и зайцу надо искать нового волка. Ситуация повторяется на протяжении многих лет.

Такие игры являются двухсторонними и волки тоже получают собственную выгоду.

Емеля и щука

У девушки вышло 2 персонажа одновременно. В жизни вне отношений она Емеля — стоит только захотеть и всё исполняется. Но вот в отношениях она становится щукой, которой надо исполнять желания партнёра — Емели. Она это делает постоянно. Её не устраивает, что в таких отношениях сильно нарушен баланс брать-давать.

  • Плюсы: многое получается и достаётся легко, без усилий
  • Минусы: сложности начинаются в отношениях, когда девушка переходит в роль щуки, выполняя желания мужчины
Сказкотерапия как метод психологической коррекции
сказкотерапия анализ персонажей

Буратино

У девушки образ Буратино вызвал испуг и удивление. Вроде бы она никогда не считала себя кем-то схожим с Буратино. С другой стороны, если посмотреть глубже: её родителей поздравили с рождением сына, «не посмотрели куда-надо». Во многих подобных случаях у детей проявляются сложности с идентификацией по полу с раннего детства. Она вспомнила, что относила себя то к мальчику, но к бесполому ребенку. С связи с ранними нарушениями контакта с телом и искажениями женственности, был нарушен контакт со телом, женственностью и сексуальностью. Отсюда одеревеннелость, которая показывает сниженные или заблокированные физические и энергетические ощущения.

Работа была направлена в основном на ситуацию рождения и ожидания родителей. Женственность, сексуальность начали раскрываться, когда бесполый ребенок стал девочкой.

Еще у Буратино есть Карабас-Барабас, которого мы прорабатывали как фигуру Преследователя по выходу из треугольника Карпмана.

Лунтик

Девушка в образе Лунтика. Он очень милый, заботливый, добрый, отзывчивый. Ему легко общаться с другими, он многим нравится. Но в реальности девушке всегда встречались мужчины, которые пользовались ее добротой и причиняли много страданий и боли. От бывшего мужа у нее остались травмы, страдания, но даже после всего плохого в их отношениях, она хотела быть с ним, простить ему «всё плохое». Собственные границы сильно нарушены, что отражалось на разных сферах.

Работа была сфокусирована над выстраиванием личных границ и выходом из позиции жертвы. Постепенно травмированные части личности стали сильнее, что позволило вернуть причиненный вред бывшему мужу. Лишний вес постепенно уходил, как ненужная защита.

сказкотерапия анализ персонажей
ученый кот психология

Кот учёный

У женщины вышел образ ученого кота. Он очень умный, начитанный, интеллигентный. Может поддержать любой разговор, разносторонний. Несмотря на достоинства учёного кота, женщина поняла его негативное влияние: он ходит по цепи, один, сам по себе и мужского пола. Вместо партнера у него книга.

Отношения выстраивать сложно, по причине того, что мужчины должны соответствовать её уровню — начитанными, разносторонними. Хотя в этом случае мужчины видят в ней интересного собеседника, но не женщину для отношений.

Наследие от родителей

Существенная часть персонажей получена от родителей, бабушек и дедушек. Ребёнок принимает установки, принципы, убеждения, мировозрения, образы мужчин и отношений под влиянием окружения, формируя собственные решения — каким он будет, когда вырастет, какие отношения будет строить и каких партнеров встретит. Метафора сказочного героя точно отобразила жизни и взаимоотношения каждого человека.

В большинстве случаев персонаж казался привлекательным, интересным, забавным, но посмотрев глубже, увидев негативное влияние на свою жизнь, практически все захотели освободиться от сценария.

С каждым случаем мы в процессе работы разбирались индивидуально и каждый освобождался от ненужных сценариев. Одно только знание сценария не меняет его, это примерно, как вы узнаёте, что едете на поезде под каким-то названием, но поезд продолжает ехать к цели. Также происходит со сценариями — вы знаете, что для примера вы заяц и ничего с этим не делаете, то волки будут продолжать встречаться в жизни.

Ваши сценарии в отношениях

Вы также можете самостоятельно проделать это упражнение. Возможно, вы услышите только часть ответов, но, если Вы будете записывать их, позволив руке писать самостоятельно, Вы сможете получить намного больше в понимании себя. Чтобы сделать упражнение на понимание сценария в отношениях в спокойной, тихой обстановке, сделайте несколько глубоких вдохов и запишите на листе бумаги:

  • Представьте, что Ваша жизнь схожа с жизнью какого-то сказочного или мультяшного героя. Какой первый образ Вы представили? (Даже если Вам кажется на первый взгляд, что Вы не такой/такая, не меняйте образ на кого-то другого).
  • Посмотрите или почувствуйте, что этот персонаж из себя представляет? Он из сказки, мультфильма?
  • Как он относится к самому себе, другим людям, миру?
  • Как он проявляет себя в отношениях? Относится к партнеру? Другие относятся к нему?
  • В чем заключается развитие его отношений с партнером? Для чего они ему? В чем его цель иметь отношения? Есть ли у него в планах завершение отношений?

Осознание действительно является первым и важным шагом на пути изменения. Второй шаг — это изменение сценария на консультациях с психологом. Вопреки сложившемуся мнению, в среднем изменение сценария занимает 4-6 консультаций, но многое зависит от готовности клиента решать проблемы, меняться и вносить свой вклад в терапию.

Другие статьи

Посмотрите другие статьи по этой теме

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

wpDiscuz