Описывая различные отношения, которые могут возникать у человека с бессознательным, шаманы выделяют следующую личностную типологию.
Обычный человек, столкнувшись с духом (бессознательным), получает две возможности: убежать от него либо стать перед ним. Он может попытаться ускользнуть, всполошенно переключившись с одной деятельности на другую, переместившись в какую-нибудь позицию, где жизнь в данный момент кажется ясной, каждый раз надеясь, что тут-то и можно увидеть вещи по-другому. Еще он может остановиться и использовать привычный механизм изгнания или уничтожить (подавить) бессознательные импульсы.
Несмотря на искушение сделать это, охотник делает свое бессознательное объектом внимания и осознания. «Охотник осознает свое бессознательное, и, следовательно, один, изолированный от всех, в лесу, он ищет точки безопасности, защиты, места, в которых его залах не будет разнесен ветром. Внимающее и видящее Эго охотника развилось до такой степени, что он способен быть защищенным почти во всех обычных обстоятельствах. Охотник всматривается в глубь себя и наблюдает само настроение и другие формы либидо. С этой позиции он усиливает быстроту своего разума, чтобы постигнуть, в чем же заключается его бессознательное желание» (Уильяме Д. Ли, 1994).
Воин, в противоположность обычному человеку и охотнику, движется прямо навстречу тому, что возникает на его пути. С незамутненным (как у хорошего охотника) сознанием он использует «контролируемую непринужденность», с тем чтобы стать единым с духом. Воин умышленно изменяет на противоположные свои сознательные ценности для того, чтобы в особых состояниях сознания пережить «другой мир», соединиться с объектом своего страха или вожделения.
Видящий не приближается к бессознательному, как воин. Видящий предвидит те трудности и опасности, с которыми сталкивается воин, — видящий направляет свою жизнь с помощью того, что он видит. «Видящий обладает способностью видеть за поверхностью вещей, знать вещи такими, какие «они есть», и улавливать сигналы будущего. Он подобен даосскому монаху, чье видение отделило его психическую энергию от тысяч вещей в его жизни. Для видящего «все превращается в ничто», и везде он видит таинственное Дао. Видящий восприимчив и изменчив, в то время как воин стоит в двух мирах и его бдительность и расторопность близки к смерти» (Уильяме Д. Ли, 1994).
Чтобы стать охотником, обычный человек должен превозмочь страх. Чтобы стать воином, охотник должен быть готов к выходу из пределов ясности. Чтобы стать видящим, воин не должен более замыкаться на силе. И только когда человек прочувствует этих четырех врагов знания, сразится с ними за их Дары, объединится и разойдется с ними, только тогда он может претендовать на то, чтобы стать человеком знания.
Материал из книги «Психотерапия в особых состояниях сознания», авторы Ахмедов Тариэл Ильясович и Жидко Максим Евгеньевич