
Путешествие как духовная практика
Путешествие, как путь к себе — «пустившись в путь, чтобы посмотреть мир вокруг, путешественник одновременно ищет дорогу к самому себе».
Особое значение в древний период русской истории придавалось праздникам. Существует точка зрения, что центральное место в древнем жизненном укладе любого народа занимают его природные, родовые празднества. Древнеславянские обрядовые праздники являлись кульминацией общественной жизни людей, они соединяли представления о мире и практику общественной жизни, труд и отдых, являлись проявлением заботы о живых и данью памяти предкам. Праздник был проявлением всех форм культуры народа, начиная от принятого поведения и заканчивая исполнением обрядовых песен, танцев и демонстрацией одежды. Обрядовые праздники, так же, как и трудовые будни, имели огромное воспитательное значение. Они способствовали коллективному внушению ценностей семьи, общины, народа. Именно во время празднеств происходила передача опыта общения, опыта выживания молодежи, укреплялась связь поколений.
Согласно А. Соловьеву, для древнеславянских праздников были характерны следующие черты:
Таким образом, философско-религиозные и психологические представления наших предков представляют собой своеобразную картину мира, выраженную в образной, символической форме, доступной всем членам общины, нации, регламентирующую и упорядочивающую их деятельность и отношение к миру, природе, людям. Глубинный смысл древнейшей славянской обрядовости – в передаче и сохранении полезных традиций, в укреплении национального духа, саморазвитии и саморегуляции, в поддержании постоянной связи и взаимопомощи между членами общины, нации. Источниками силы славян были общинность, сотворчество, единство с природой, самосовершенствование в деятельности и коллективном труде, ответственность перед членами рода – главные жизненные принципы, формирующие отношения и поступки человека. Многие из этих идей были развиты в период Русского Средневековья и позднее получили свое выражение и обоснование в ряде научных концепций. Те законы, которые сейчас изучаются как законы диалектики, были известны нашим далеким предкам, они следовали им – в труде, в быту, в воинских искусствах.
Основные идеи диалектики отразились в древнеславянских обрядах: это идея единства и борьбы противоположностей (основной закон Прави – единство и борьба Яви и Нави), идея повторяемости, системности мира, идея развития, идея связи всего со всем.
Глубокая символичность образов произведений устного народного творчества не позволяет современным людям, мыслящим категориями формальной логики, понять суть отношения наших предков к миру и к месту человека в этом мире. Тем не менее при непредвзятом анализе можно заметить существование преемственности психологических представлений древности и современности. Возможно, именно поэтому мы наблюдаем, как на фоне американизации языка и нравов нашего времени стремительно возрастает интерес к древним национальным идеям, оказавшимися такими современными, как всякое новое, представляющее собой хорошо забытое старое.
Р.С.Апенок (Черкасова). Психологические идеи в контексте древней славянской культуры
Путешествие, как путь к себе — «пустившись в путь, чтобы посмотреть мир вокруг, путешественник одновременно ищет дорогу к самому себе».
Путешествие с практиками даёт возможность изменить и улучшить внешнюю реальность и внутреннее состояние. Человек полностью погружается в процесс путешествия к себе через путешествие по интересным местам.
Описание “пиковых переживаний” из книги Абрахама Маслоу. В этих состояниях, по опыту Маслоу, человек приближается к самоактуализации, цельности, зрелости, становится самим собой, реализует свои потенциальные способности.
В основе трансактного анализа лежит философское предположение о том, что каждый человек будет «в порядке» тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность.
Психосинтез Ассаджиоле нацелен в первую очередь на развитие и совершенствование личности человека, а затем — на гармонизацию её отношений с внутренним «Я» и всё более полное объединение с ним.
Трансперсональная психология – направление современной психологии, изучающее сознание и трансперсональные (надличностные) переживания человека, их природу, форму, причину и следствия.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
Евгений Величкин 2010-2025