Празднование в Древней Руси

Хорошее описание про философское и практическое значение праздников в культуре Древней Руси. Из статьи «Психологические идеи в контексте древней славянской культуры», автор Р.С.Апенок (Черкасова)

Особое значение праздника

Особое значение в древний период русской истории придавалось праздникам. Существует точка зрения, что центральное место в древнем жизненном укладе любого народа занимают его природные, родовые празднества. Древне­­славянские обрядовые праздники являлись кульминацией общес­­твенной жизни людей, они соединяли представления о мире и практику общественной жизни, труд и отдых, являлись проявлением заботы о живых и данью памяти предкам. Праздник был прояв­лением всех форм культуры народа, начиная от принятого поведения и заканчивая исполнением обрядовых песен, танцев и демонстрацией одежды. Обрядовые праздники, так же, как и трудовые будни, имели огромное воспи­та­тельное значение. Они способствовали коллек­­тивному внушению ценностей семьи, общины, народа. Именно во время празднеств происходила передача опыта общения, опыта выживания молодежи, укреплялась связь поколений.

Согласно А. Соловьеву, для древне­славянских праздников были характерны следующие черты:

  • Четкая регла­ментация. Обрядовый праздник проводился по поводу опреде­­ленного события, которое бывает раз в году или раз в жизни. К каждому празднику полагалась ритуальная еда и ритуальная одежда. Любой праздник имел три части: Зачин (ритуал помино­вения), Пир, (Братина, Славление), Игрища.
  • Связь с культом предков. Почитание предков – главная отличи­тельная черта человека как существа духовного, считает Н. К. Никольский. Отголоски древних празд­ников, во время которых часть еды оставлялась предкам, дошли до наших дней (родительская суббота). Само слово «праздник» произносилось как «праздравник», (в значении «поздра­вление», «прославление», т. е. похва­льное слово предкам и пожелание здоровья живым).
  • Природо­со­образность, связь с сезонными и астроно­­мическими явлениями, обеспечивающая жизнь по законам природы. Особое значение имели праздники в честь дня весеннего и осеннего равно­­денствия, летнего и зимнего солнцестояния. Адаптация к природным условиям, жизнь в соответ­­ствии с законами природы была важным фактором выживания и развития.
  • Тесная связь с сельско­­хозяйственным календарем, с ремес­ленными работами и ратным трудом. Праздниками отмечались начало сева,сбор урожая, посвящения воинов, инициации молодых людей и др.
  • Обрядовые праздники выполняли функцию общения с Природой, Родом, они соединяли в себе и молитву, и пиршество, и состязание, и воз-действие на высшие силы природы.
  • Обря­довость служила для объединяющего внутрио­бщинного взаимодействия, снятия отрицательных эмоциональных состояний силами природы (прыгание через костер, купание в проруби, хоровод имели свой ритуальный смысл – очищение, исцеление, вырав­нивание энергетического поля).
  • Любой праздник выполнял воспи­та­тельную функцию. На Руси сущест­­вовала особая система воспитания детей, учитывающая психологические закономерности развития ребенка. Одной из особенностей этого являлось то, что вся система воспитания, образования носила как бы непред­­на­меренный характер, учитывающий высокую воспри­­и­мчивость детей, склонность к подражанию, воспро­из­ведению образцов поведения взрослых. При этом не подавлялась инициативность и самосто­я­тельность детей, им ничего не навязывали. Ценности общины, рода усваивались как бы сами собой, в совместном труде и совмес­тных праздниках. Понятно, что при таком подходе к воспитанию не сущест­­вовало проблемы отцов и детей, не существовало и особой «молодежной субкультуры». Другая особенность заключалась в том, что ребенком занимались не только родители, но и другие родственники. При этом, если соблюдался принцип, который в совре­­менной педагогике называется единством требований (скорее всего, так оно и было), у дитяти форми­ро­валось представление о надежности, правильности и всеобщности устано­в­ленных порядков, воспитывалось доверие к людям и к миру, ощущение своей нужности людям. Вместе с тем особое, уважительное отношение сущест­вовало и к старшим членам общины.
  • Любой праздник был либо настроем на предс­тоящее дело либо итогом какого-либо дела. Это было совмес­тное деяние. Научиться чему-либо можно только в процессе деятельности вместе с другими людьми. Коллек­тивная творческая деятельность, в свою очередь, является источником развития личности. Славянский обрядовый праздник способс­твовал органичному и ненасильс­­­твенному усвоению привычных форм поведения, формированию мировоз­­зрения, жизненных ценностей, этических принципов, воспитанию совместным общением, отдыху и оздоро­в­лению членов общины, форми­­рованию мотивации к труду.

Целостная картина мира

Таким образом, философско-религиозные и психоло­гические представления наших предков представляют собой своеоб­разную картину мира, выраженную в образной, символической форме, доступной всем членам общины, нации, регламен­тирующую и упорядочивающую их деятельность и отношение к миру, природе, людям. Глубинный смысл древнейшей славянской обрядовости – в передаче и сохранении полезных традиций, в укреплении национального духа, саморазвитии и саморегуляции, в поддержании постоянной связи и взаимо­помощи между членами общины, нации. Источниками силы славян были общинность, сотворчество, единство с природой, самосовершен­ствование в деятельности и коллективном труде, ответ­ственность перед членами рода – главные жизненные принципы, формирующие отношения и поступки человека. Многие из этих идей были развиты в период Русского Средне­вековья и позднее получили свое выражение и обоснование в ряде научных концепций. Те законы, которые сейчас изучаются как законы диалектики, были известны нашим далеким предкам, они следовали им – в труде, в быту, в воинских искусствах.

Основные идеи диалектики отразились в древне­славянских обрядах: это идея единства и борьбы противоположностей (основной закон Прави – единство и борьба Яви и Нави), идея повто­ряемости, системности мира, идея развития, идея связи всего со всем.

Глубокая символичность образов произведений устного народного творчества не позволяет современным людям, мыслящим категориями формальной логики, понять суть отношения наших предков к миру и к месту человека в этом мире. Тем не менее при непредвзятом анализе можно заметить существование преемст­венности психологических представлений древности и современности. Возможно, именно поэтому мы наблюдаем, как на фоне американизации языка и нравов нашего времени стремительно возрастает интерес к древним нацио­нальным идеям, оказавшимися такими совре­менными, как всякое новое, представляющее собой хорошо забытое старое.

Р.С.Апенок (Черкасова). Психологические идеи в контексте древней славянской культуры

Другие статьи

Евгений и Лиля Величкины

Наши путешествия с практиками

Путешествие с практиками даёт возможность изменить и улучшить внешнюю реальность и внутреннее состояние. Человек полностью погружается в процесс путешествия к себе через путешествие по интересным местам.

Читать полностью »
Пиковые переживания Маслоу

Пиковые переживания А.Маслоу

Описание “пиковых переживаний” из книги Абрахама Маслоу. В этих состояниях, по опыту Маслоу, человек приближается к самоактуализации, цельности, зрелости, становится самим собой, реализует свои потенциальные способности.

Читать полностью »

Трансактный анализ Эрика Берна

В основе трансактного анализа лежит философское предположение о том, что каждый человек будет «в порядке» тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность.

Читать полностью »